Поездка на метеоре в Кронштадт с экскурсией

Уникальная экскурсия в Кронштадт на метеоре

Уникальная экскурсия в Кронштадт на метеоре

  • Дмитрий Кашканов
  • 30.06.2018
  • в Туризм
  • Время на прочтение 15 мин.

Кронштадт – это не Петергоф, не Стрельна и не прочие подобные дворцовые ансамбли. Если хочется посмотреть на красоту, вам определенно стоит выбрать другую экскурсию. В Кронштадт едут те, кто интересуется историей российского государства и флота. Ведь маленький остров Котлин в Финском заливе Балтики не просто так отняли у шведов в XVIII веке. По замыслу Петра I здесь должен был находиться передний край обороны Санкт-Петербурга от поползновений балтийских государств.

Попасть в Кронштадт можно двумя путями. Первый – классический – по морю. Второй – по дороге, что идет на Выборг. В нужном месте надо повернуть налево, проехать по знаменитой дамбе, которая защищает Петербург от наводнений.

Дорога по морю на Метеоре занимает примерно 30 минут. По суше – вдвое больше.

В принципе, можно обойтись и без экскурсии. Просто сесть в рейсовый автобус (от станции метро Старая деревня) и осмотреть достопримечательности Кронштадта, гуляя «сам по себе». Я уже делал так пару лет назад. В самостоятельном посещении есть свои плюсы и минусы. К примеру, у меня было время подняться на колокольню Никольского Морского собора, побродить по Якорной площади, Петровскому парку, выставке образцов торпедно-минного вооружения на одном из пирсов.

Но при этом я не увидел знаменитого Петровского дока, не нашел Футшток - нулевую отметку нивелирной сети России, не посмотрел на лабораторию А.С.Попова, где впервые был осуществлен сеанс радиосвязи. Почему? Да просто потому, что даже не знал, что здесь есть эти и многие другие достопримечательности.

Более того, из автобуса, на котором я ехал в Кронштадт, невозможно было осмотреть величественные форты, заметные только с воды.

Одним словом, когда мне представилась возможность поехать на экскурсию в Кронштадт на Метеоре, я согласился, предчувствуя новую порцию впечатлений и интересных фотографий.

Метеор в Кронштадт отправлялся с пристани у Троицкого моста. Несмотря на немалую стоимость билетов, все места во всех трех салонах были заняты. Поскольку я уже не первый раз путешествую на Метеоре, побывал в разных салонах, в этот раз я решил пойти на смелый эксперимент и занял самое непрестижное пассажирское место. То, что находится в самом конце третьего салона. Прямо над винтами. Считается, что сидеть здесь очень-очень плохо. Главным образом из-за сильного шума и вибрации от винтов.



Это примерно то же самое, что лететь в самолете Ил-18! Знаете такой? У него 4 турбовинтовых двигателя. Диаметр каждого пропеллера около 5 метров. Мне довелось «отведать» этот деликатес. Помню, когда эта штуковина взлетала, все вокруг тряслось и ревело так, что не у меня одного возникла мысль о том, что сейчас старая колымага просто развалится на куски.

В третьем салоне Метеора тоже шумновато. Не так, как на Ил-18, но прилично. Если сравнивать с первым салоном, куда ворвались самые прыткие пассажиры, то сравнение будет явно не в пользу хвостовой части.

Но даже если вам достались эти непрестижные и шумные хвостовые места, не стоит расстраиваться и пробовать договориться с пассажирами из носового салона, чтобы поменяться местами. Во-первых, ехать всего 30 минут. Более чем уверен, ничего плохого с вами за это время не случится. Во-вторых, не знаю, как будете действовать вы, но я предпочитаю плыть на Метеоре стоя. Да-да. Именно стоя на открытой палубе. Виды оттуда не в пример тем, что открываются через узенькие окна салонов. На открытой палубе – ширь, простор, свежий ветер… даже слишком свежий: кораблик летит со скоростью 60-70 километров в час. Так что, как говорится, держите ваши шляпы, очки и прочую фурнитуру. Может сдуть.

Именно отсюда, с открытых палуб, можно сделать гораздо более удачные снимки. Стадион Зенит-Арена, высокий вантовый мост КАД, Самое высокое в Европе здание Лахта-центра, проплывающие навстречу и попутно Метеоры и огромные, как многоэтажные дома, круизные океанские лайнеры… Разве все это можно увидеть, сидя в салоне. Даже в носовом!



Одним словом, какое бы место ни досталось вам при поездке на Метеоре, не стоит огорчаться. Лучше давайте приготовимся к встрече с легендарным городом Кронштадт.

Если посмотреть на остров Котлин сверху (например, в Яндекс-картах), можно увидеть, что все южное побережье представляет собой череду гаваней. Самая первая гавань, которую вы увидите, подплывая к острову – Военная. Далее последует Лесная. Метеор заходит в Среднюю гавань, но если бы он прошел дальше, мы увидели бы Купеческую и Каботажную гавани.


В гаванях стоят настоящие военные корабли и даже подводные лодки. Да уж, это вам не Петергоф. Здесь нет парадных пристаней, дворцов и фонтанов. Красота этого места в другом.

Наша группа сошла на берег у арсенала – здания, построенного практически одновременно с основанием города. С виду это далеко не Эрмитаж, но в этих старинных стенах из красного кирпича есть что-то притягательное. Даже несмотря на то, что часть помещений теперь заняты сувенирными лавками, кафешками и магазинами, а на крыше растут деревья.


Рядом расположился Петровский парк. Самый первый памятник, который мы встречаем на его аллее – небольшой монумент участникам Цусимского сражения. Экскурсовод кратко рассказал, кто с кем бился, кто выиграл, но если вы хотите почитать об этом подробнее, найдите книжку Валентина Пикуля «Три возраста Окини-сан». Там все описано в виде художественного произведения в мельчайших подробностях.


Затем мы двинулись вдоль набережной. Справа от нас продолжался парк, слева можно было любоваться военными кораблями. Признаться, сначала я опасался открыто наводить на них свой фотоаппарат. Боялся, что подойдет какой-нибудь строгий дяденька в погонах и предложит пройти куда следует. Однако, наблюдая за поведением остальных участников группы, которые совершенно открыто снимали селфи на фоне боевых кораблей, я решил, что и мне можно сделать несколько снимков.


Тут мы попали на импровизированный перекресток. Если свернуть вправо, попадешь к памятнику Петру Первому. Слева остается парадная пристань. Экскурсовод повела нас к памятнику, но я более чем уверен, что большая часть группы лучше отправилась бы на пристань.


Но, как говориться, с экскурсоводом не спорят. Так мы оказались в центре парка перед памятником императору. Здесь он изображен во всем величии, в военной форме, со шпагой. Именно таким нам и хотелось бы видеть государя. Ведь по историческим сведениям он выглядел несколько иначе. При росте 204 см он имел всего 39 размер ноги, ходил широкими шагами, наклоняясь вперед, имел лысину, которую прятал под париком. Это по одним сведениям. Согласно рассказу экскурсовода с другой экскурсии, Петр Первый обладал роскошной шевелюрой и париков никогда не носил. И таких разночтений в рассказах гидов встречается довольно много. Особенно это заметно, если несколько дней подряд ездишь на разные экскурсии. Кому верить?

В любом случае памятник Петру Первому в Кронштадте выглядит гораздо величественнее, чем бронзовая фигура, находящаяся в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Там он изображен именно таким, как описывают историки. Но… похоже, это как раз тот случай, когда народ с большим решпектом относится к неправде, чем к истине.

Наша следующая остановка – Макаровская улица. Двигаясь по ней, мы подошли к дому, который внешне выглядел заброшенным. Во дворе сохранилась настоящая булыжная мостовая. Оказывается, именно здесь в офицерских минных классах преподавал изобретатель радио А.С.Попов. Во дворе здания находится небольшой отдельная постройка – лаборатория ученого. Именно здесь в апреле-мае 1895 года проводились испытания первого в мире радиоприемника.



Сеанс был организован между лабораторией и зданием офицерских минных классов. Расстояние между ними – не более сотни метров. По нынешним временам это вызывает улыбку, но тогда успешный сеанс радиосвязи был настоящим прорывом, обещающим настоящий переворот в науке и технике. Ведь до изобретения радио военные корабли «переговаривались» между собой с помощью «флажковой азбуки». Насколько это было удобно, несложно догадаться. Особенно в темное время суток или в туман.

Следующим интересным объектом на нашем пути оказался «Петровский док». Император не только повелел создать это сооружение, чтобы ремонтировать поврежденные в боях корабли, но и лично принял участие в проектировании сухого дока. Сейчас объект находится в полузаброшенном состоянии. По словам экскурсовода здесь планируется создание музея затонувших кораблей.


Переходим через Доковый мост над Петровским каналом и видим слева Итальянский пруд. На самом деле на «пруд» в полном понимании этого слова данный водоем совсем не похож. Он имеет строгую прямоугольную форму, берега закованы в гранит, с одной стороны – выход в Финский залив, с другой – в обводный канал.

Справа находятся два памятника – художнику-маринисту И.К.Айвазовскому и П.К.Пахтусову. А еще чуть далее – одно из выдающихся и знаковых мест для всей России. Правда, оно настолько неприметное, что если не знать, запросто можно пройти мимо. Хорошо, экскурсовод остановил группу в нужном месте.



Кронштадтский футшток – нулевая отметка над уровнем моря. Именно она является основой всей нивелирной сети России. На опоре синего моста имеется соответствующая бронзовая плитка. В тот день уровень моря был чуть ниже отметки, поэтому мы имели удовольствие любоваться ей.

На этом же синем мосту есть отметка от 1824 года. Тогда вода в Финском заливе поднялась на 3.67 метра выше ординара. Был затоплен не только Кронштадт, но и сам Петербург.


Сейчас от наводнений защищает гидротехническое сооружение – знаменитая петербуржская дамба. Ее створки закрываются, когда сильные западные ветры гонят в залив воду из Балтийского моря. Как видим, Кронштадт и сегодня стоит на страже спокойствия Санкт-Петербурга.

Далее наша группа поворачивает на проспект Ленина и останавливается на Соборной площади. Здесь имеется целая мемориальная композиция. Она начинается с котелка. По преданию, когда русские корабли пришли захватывать остров Котлин, шведские воины как раз готовились обедать. Завидев русских моряков, бравое воинство убралось с острова столь поспешно, что даже оставило котелки с приготовленной едой на радость завоевателям. Не отсюда ли пошло знакомое каждому понятие «шведский стол».


Помимо котелка здесь имеется гранитная плита в форме острова, а на фасаде здания – множество мемориальных табличек. Через дорогу на берегу обводного канала есть еще одна достопримечательность Кронштадта – дерево желаний. Как и другие подобные символы, она исполняет желания, стоит только попросить о чем-то и прикоснуться к стволу. По словам экскурсовода у дерева нельзя просить чего-то материального, например, денег или новый Мерседес. Этого оно делать не умеет. Оно же дерево! Но такие вещи, как удачное замужество для дам, или защита докторской диссертации для джентльменов растению из бронзы вполне по силам. Так что, если ваши дела совсем разладятся, поезжайте в Кронштадт. Найдите Дерево желаний, попросите его о помощи и можете смело отправляться домой. Ни о чем не беспокойтесь. Все остальное дерево сделает за вас само )


После Соборной площади наша пешая экскурсия продолжается по Екатерининскому парку. Правда, название «парк» здесь вряд-ли уместно. На самом деле это всего одна длинная аллея среди вековых деревьев. Справа тянется Обводный канал. Он отгорожен от парка высоким металлическим забором, чтобы отдыхающие не решили «обводниться». Слева – Советская улица. Общая длина парка – километр с небольшим при ширине всего 20-25 метров.


Мы прошли примерно половину парка и вышли к Советскому мосту. Именно по нему можно попасть на Якорную площадь, где находится знаменитый Никольский Морской собор.

Его золотой купол мы видели при подходе нашего Метеора к городу. Его видно из Петергофа и даже из Санкт-Петербурга. Особенно, если смотреть из окон верхних этажей домов на берегу Финского залива.

По плану нам предстояло посещение Морского собора, однако надолго задержаться там не удалось. Иначе мы не успели бы на обратный Метеор. Между тем, и фасады собора, украшенные богатыми барельефами, и внутреннее убранство заслуживают гораздо большего внимания.

Никольский Морской собор не просто большой, а очень большой. Высота от основания до вершины купола – 52 метра, диаметр купола достигает 27 метров. Высота креста на куполе – 7 метров. В настоящее время собор используется и как туристический объект, и как место для богослужений.

Не стану утомлять вас долгим и подробным описанием, лучше покажу фотографии. Однако, как вы сами понимаете, ни один снимок не сможет передать реальную атмосферу этого особого места. Лучше увидеть все своими глазами.

На самом деле, Никольский Морской собор – это одна из достопримечательностей, ради которой люди и едут на экскурсию в Кронштадт. Если бы было побольше времени, можно подняться с отдельной экскурсией на колокольню и убедиться, что белые линии на якорной площади – это не простой абстрактный рисунок, а изображение гигантского якоря. Он настолько огромен, что узнать его размер можно с помощью измерителя расстояний сервиса Яндекс-карты. У меня получилось – 61 метр в длину и 44 метра с ширину. И это только сам якорь, не считая дополнительных декоративных линий.


Неудивительно, что, находясь на земле, можно исходить всю Якорную площадь вдоль и поперек, но так и не понять смысл этих белых плит. Картинка видна только сверху. Например, с колокольни Морского собора.

В этот раз сделать соответствующие фото не представилось возможным, но вот снимок двухлетней давности. Считаю, что вы должны это увидеть.


Помимо собора на якорной площади есть и другие места, где можно и должно остановиться. Например, как вам понравится чугунная мостовая? Готов поспорить, что вы такого еще не видели.


Кроме того, здесь есть памятник великому флотоводцу адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Небольшая, разделенная на части, гранитная пирамида – памятник героям Кронштадтского восстания. Памятник выдающемуся флотоводцу, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову, причисленному Русской православной церковью к лику святых.


Якоря и пушки с кораблей Балтийского флота, кусок брони боевого крейсера, Макаровский мост и Петровский овраг – все это нельзя посмотреть как следует на бегу во время экскурсии. Конечно же, сюда надо приезжать на целый день, чтобы как следует познакомиться и историей легендарного города и острова.


Свободного времени после окончания экскурсии почти не осталось. Если опоздать на пристань, Метеор уйдет без нас. С одной стороны, можно остаться и добраться обратно в Петербург на автобусе. Но тогда мы не увидим известных кронштадских фортов.

Перед возвращением, Метеор сделал небольшой крюк и прошел мимо наиболее значимых из них. Форты - оборонительные сооружения, находящиеся на островах и защищающие фарватер от иноземных захватчиков.

На первый взгляд ситуация кажется абсурдной: залив достаточно широк, можно было бы пройти на корабле в обход фортов и спокойно прорваться в Петербург. Но не все так просто, как кажется нам, «сухопутным крысам».

Дело в том, что Финский залив достаточно мелкий. Его глубина колеблется от 2 до 4 метров. Более того, есть отмели, где можно встать на дно и стоять в воде всего лишь по шейку. Правда, есть и довольно глубокие места – более 100 метров!

Это нам с борта Метеора кажется, что залив широкий – где хочешь, там и плыви. На самом деле чтобы попасть из Петербурга в Кронштадт и дальше в Финляндию-Швецию, надо знать, где именно можно плыть, чтобы не сесть на мель.

Эта водная дорога, именуемая фарватером, в Финском заливе очень узкая. Всего порядка 150-200 метров. Да-да! Именно «всего». Ведь по фарватеру корабли идут в обе стороны, как по шоссе с двумя встречными полосами. Если навстречу идут два Метеора, все в порядке. Но когда там встречаются два исполинских круизных лайнера или каких-нибудь огромных океанских сухогруза, от капитанов требуется вся их выучка, чтобы не устроить ДТП с последующей пробкой из кораблей. Фарватер проходит как раз в районе острова Котлин. Следовательно, стоит построить здесь оборонительные сооружения и подступы к Санкт-Петербургу будут достаточно надежно защищены. Самый первый форт, с которого и началась история города Кронштадта, был воздвигнут зимой в 1703-1704 годах по высочайшему повелению Петра Первого. Он был сооружен на искусственном насыпном острове и стал называться Кроншлот, что в переводе означало «королевский замок». В смысле не Замок - дворец, а Замок - запорное устройство.

Самое любопытное, что возведение крепости произошло в тот промежуток времени, когда шведский флот, который обычно хозяйничал в Финском заливе, ушел на зиму в свои незамерзающие порты. Каково же было удивление шведов, когда весной они вернулись в Финский залив, который до того времени считали своим, и обнаружили там русскую крепость, преграждающую путь кораблям.

Со временем появились и другие форты. К сожалению, не все они сохранились до наших дней. От некоторых остались руины. Но некоторые выглядят вполне целыми и боеспособными .

Перед тем, как двинуться в обратный путь в Санкт-Петербург, наш Метеор прошел совсем близко от нескольких фортов.


Мы надеялись, что он подойдет поближе к створкам дамбы, чтобы разглядеть ее как следует, но, не доходя до них примерно километр, наше судно развернулось и «попылило» в обратный путь.


Так и закончилась эта длинная и очень интересная экскурсия в Кронштадт. Все-таки, как ни крути, прибывать сюда надо так же, как это делали в давние времена – по морю. Пусть это получается чуть дороже, но заряд положительных эмоций от водного путешествия, необычные фотографии, новые знания безусловно являются теми самыми удовольствиями, за которые и заплатить не грех.

Об авторе
Об авторе
Дмитрий Кашканов

Профессиональный фотограф, путешественник и копирайтер. Автор статей и фотографий для популярных ресурсов по туризму, отзывов о товарах и услугах.

Комментарии