Самые красивые и известные мосты Санкт-Петербурга

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото
  • Балина Мария
  • 28.04.2020
  • 36 915
  • в Места Обзоры
  • Время на прочтение 20 мин.

Санкт-Петербург — город рек, каналов и, конечно, мостов. Именно мосты стали неотъемлемой частью уникального городского облика, а первые конструкции начали строить практически сразу после основания Северной столицы в 1703 году. Мы сделали подборку самых красивых и знаковых мостов, которые стоит увидеть каждому туристу, чтобы прочувствовать атмосферу и величие удивительного Санкт-Петербурга.

Самые известные разводные мосты через Неву

Дворцовый мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Вид на разведенный Дворцовый мост и Петропавловскую крепость

Символ города и главный герой открыток, соединяет Дворцовую площадь с Васильевским островом. Летом притягивает внимание тысяч туристов, приезжающих посмотреть на самый красивый разводной мост в Санкт-Петербурге. Но этот мост не только функционален, но и очень красив — его архитектура сочетает строгость и величественность. Дворцовый мост был открыт в 1916 году — до этого здесь существовал временный плашкоутный переход.

Интересный факт: с 2016 года действует проект «Поющие мосты», по которому во время белых ночей здесь включают классическую музыку.

Троицкий мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Вид на разведенный Троицкий мост

Один из самых элегантных мостов города, Троицкий, был построен в 1903 году, чтобы обеспечить переправу на Петроградскую сторону, а обелиски с двуглавыми орлами стали его визитной карточкой.

Мост уникален не только своей красотой, но и тем, что разводится только один пролет — это единственная такая конструкция в Санкт-Петербурге. Отсюда открывается отличный вид на Петропавловскую крепость, особенно в вечерние часы.

Во время СССР двуглавые орлы на решетках ограждения были демонтированы и заменены на звезды — восстановили их только в 2003 году, в рамках масштабной реставрации, которая вернула мосту исторический облик.

Большеохтинский мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Мост с подсветкой и гранитными башнями

Этот мост с башнями напоминает лондонский Тауэр-бридж благодаря своим маякам, которые стали его визитной карточкой. Большеохтинский мост — не только важный транспортный объект, но и памятник инженерного искусства начала XX века. Среди местных жителей даже ходит поверье, что одна из заклепок конструкции — золотая, однако пока ее никто не смог найти.

Биржевой мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Вид на Биржевой мост со стрелки Васильевского острова

Биржевой мост, соединяющий Васильевский остров с Петроградской стороной, был построен в 1894 году как деревянный плашкоутный мост на понтонах. Свой современный облик он приобрел лишь в 1960-х, когда его полностью перестроили в стальной разводной. Мост получил имя от Биржи — Центрального военно-морского музея, расположенного рядом.

Это один из самых быстрых разводных мостов в городе: крыло поднимается за две минуты. Для сравнения — Дворцовый мост разводится около пяти минут.

Мост стилизован под Дворцовый, чтобы создать симметрию в ансамбле стрелки Васильевского острова. Отсюда открывается идеальная панорама на Ростральные колонны, Петропавловскую крепость и Зимний дворец.

Легендарные пешеходные мосты Санкт-Петербурга

Банковский мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Грифоны на фоне Казанского собора

Один из трех сохранившихся цепных пешеходных мостов Петербурга был построен в 1826 году. Его главное украшение — четыре мифических грифона с золотыми крыльями. Сейчас цепи играют чисто декоративную роль.

Первоначально мост вел к Ассигнационному банку, где печатали бумажные деньги — отсюда и название.

Львиный мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Львы, держащие цепи моста

Построенный в 1826 году по проекту инженера Треттера, этот изящный пешеходный мост стал одним из первых цепных мостов в России. Четыре величественных чугунных льва работы скульптора Павла Соколова не только украшают конструкцию, но и выполняют практическую функцию: внутри фигур скрыты крепления цепей.

В 1838 году в берлинском парке Тиргартен установили уменьшенную копию моста, сохранившуюся до наших дней. Еще в XIX веке здесь часто встречались студенты расположенной рядом Театральной школы и балерины Мариинского театра. Считалось, что свидание на Львином мосту приносит удачу в любви.

Во время блокады Ленинграда мост серьезно пострадал от артобстрелов, но был полностью восстановлен в 1948 году.

Мосты с историей

Аничков мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Лошади на фоне Невского проспекта

Первая деревянная переправа на этом месте появилась еще в 1715 году и называлась «Невской».

Ныне же это один из самых узнаваемых мостов Петербурга, украшенный легендарными скульптурами «Укротители коней» работы Петра Клодта. Четыре динамичные группы изображают разные стадии борьбы человека с диким конем. Во время блокады скульптуры закопали в саду Аничкова дворца, что спасло их от повреждений.

На одном из постаментов можно найти автограф Клодта — миниатюрную фигурку жеребенка. А по городской легенде, Николай I, осмотрев скульптуры, сказал: «Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

Египетский мост

Египетский мост — единственный в Петербурге мост, выполненный в так называемом египетском стиле. Его первая версия, построенная в 1825–1826 годах, обрушилась в 1905 году при прохождении кавалерийского эскадрона. Четыре чугунных сфинкса работы скульптора Павла Соколова уцелели, сегодня они украшают восстановленный мост.

В 1820-х годах «египтомания» охватила Европу после наполеоновских походов. Петербургский мост украсили иероглифами, а сфинксы получили женские лица — возможно, в честь супруги Александра I, Елизаветы Алексеевны.

Считается, что мост рухнул из-за резонанса, вызванного ритмичным шагом военного отряда. Однако официальное расследование назвало причиной усталость металла и плохое качество литья.

Поцелуев мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Ажурная решетка с вензелями на фоне воды

Один из самых романтичных мостов Петербурга, сохранивший свой исторический облик с 1816 года. Название связано не с любовными свиданиями, а с фамилией купца Поцелуева, владевшего трактиром «Поцелуй» на набережной. Однако легенды приписывают мосту магические свойства — считается, что, если поцеловаться здесь, чувства будут вечными.

В XIX веке мост был границей между разными районами, и влюбленные прощались здесь перед долгой разлукой. Решетка моста повторяет узор оград набережных, формируя гармоничный городской ансамбль.

Итальянский мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Мост через канал Грибоедова

Этот ажурный мост длиной 19,5 м был построен в 1912 году по проекту инженера К. В. Ефимьева и архитектора Л. А. Ильина. Название получил благодаря соседству с Итальянским дворцом, где в XIX веке располагалась итальянская труппа императорских театров.

Первоначально мост имел деревянное покрытие, которое заменили на асфальт только в 1934 году. Во время блокады Ленинграда мост не пострадал, хотя многие соседние переправы были разрушены. В 1955 году мост капитально отреставрировали, сохранив при этом все исторические детали.

Несмотря на скромные размеры, Итальянский мост считается одним из самых изящных пешеходных мостов Петербурга, а его ажурные перила — прекрасный пример чугунного литья начала XX века. Ограждения отливали на Кировском заводе, там же, где изготавливали знаменитую решетку Летнего сада.

Необычные факты о петербургских мостах

Мостов в Санкт-Петербурге более 800, и каждый хранит свою уникальную историю. Но среди этого множества есть особенные: рекордсмены, призраки, кинозвезды и даже обманщики.

мосты настолько узкие, что едва вмещают двух прохожих, другие — растягиваются на километры. Есть те, которые исчезли, оставив после себя лишь следы в воде, и те, что стали декорациями к знаменитым фильмам.

1. Самый узкий мост — Банковский

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Этот пешеходный мост через канал Грибоедова действительно рекордсмен по миниатюрности — его ширина всего 1,85 метра.

2. Самый длинный мост — Большой Обуховский

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Единственный неразводной мост через Неву, построенный в 2004 году. Его длина — 2 824 метра, а высота над водой — 30 метров, чтобы под ним могли проходить крупные суда. Интересно, что в народе его называют «Вантовым» из-за конструкции.

3. Единственный мост без опор — Красный сухопутный мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

На самом деле это не мост, а дамба, построенная в 1808–1814 годах через Обводный канал. Название получил из-за красного кирпича, из которого сложены его стены.

4. Самый «кинематографичный» — Тучков мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Знаменит не только тем, что снимался в «Невероятных приключениях итальянцев в России», но и другими фактами. Так, в 1965 году его полностью перестроили, расширив с 19 до 36 метров, а в 1948 году под ним протаранил баржу ледокол «Ермак», но мост устоял.

5. Мост-призрак — Пантелеймоновский

Построен в 1824 году, а в 1907 разобран — его чугунные арки демонтировали из-за ветхости, однако каменные опоры до сих пор видны в воде у Летнего сада. На его месте сейчас стоит современный пешеходный мост, стилизованный под старину.

6. Единственный мост с «неправильным» названием — Театральный

Назван в честь Театральной площади, но самого театра там уже нет — здание Консерватории построено на месте Большого театра.

7. Самый «многострадальный» — Египетский мост

В 1905 году рухнул, когда по нему проходил кавалерийский эскадрон. Восстановлен только в 1955 году, но уже в упрощенном виде.

8. «Невидимый» мост со сфинксами — Университетская набережная

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

У спуска к Неве стоят древнеегипетские сфинксы, но моста здесь нет — только пристань.

9. Самый «неуловимый» — Иоанновский мост

Мосты Санкт-Петербурга: подборка лучших с названиями и фото

Иоанновский — самый первый мост в Санкт-Петербурге, но его несколько раз перестраивали. В XIX веке его хотели снести, но передумали — сейчас здесь расположен главный вход в Петропавловскую крепость.

Почему в Петербурге так много мостов

Санкт-Петербург буквально вырос на воде, поэтому мосты здесь — это не просто переправы, а часть ДНК мегаполиса. Петербург построен в дельте Невы, где река распадается на десятки рукавов и каналов. Исторически здесь было 147 островов. Сейчас их меньше, около 42, но чтобы связать эти острова между собой, понадобилось множество мостов.

В XVIII веке некоторые островные части соединяли наплавные мосты — деревянные понтоны, которые убирали на зиму. В первые годы существования Петербурга сухопутных дорог почти не было, потому люди передвигались в основном по воде.

Мосты стали жизненной необходимостью, особенно после того, как город стал столицей. Первый постоянный мост — Иоанновский у Петропавловской крепости. Он был деревянным и часто страдал от наводнений.

При Екатерине II город начали активно благоустраивать: рыли каналы для осушения болот и защиты от наводнений. Так появились: Обводный канал, канал Грибоедова, Фонтанка, Мойка и другие. Требовались переправы, поэтому мосты в Питере стали строить один за другим.

С начала XVIII века Неву должны были пересекать торговые и военные корабли. Чтобы не мешать судоходству, мосты стали делать разводными.

В XIX веке мосты стали архитектурными шедеврами, среди них:

    • Аничков — с конями Клодта;
    • Львиный — с чугунными львами;
    • Банковский — с золотыми грифонами.

Эти мосты строили не только для удобства, но и для красоты.

Ирония судьбы: некоторые мосты, например, Египетский, сначала имели весьма экзотический вид. Позднее их перестраивали, превращая в более практичные варианты.

В советское время город рос, а значит, требовались новые переправы. Так появился Большеохтинский мост с ажурными арками, Володарский — первый железобетонный мост, Большой Обуховский — самый длинный. Сейчас на территории города насчитывается более 400 мостов, среди которых автомобильные и пешеходные, вантовые и разводные.

Петербург без мостов — не Петербург. Они здесь все: и транспортные артерии, и памятники, и даже герои легенд. Без них город потерял бы свою душу — ту самую, что отражается в водах Невы.

Советы путешественникам

Если хотите получить максимум эмоций от посещения и созерцания самых красивых мостов Петербурга, следуйте этим рекомендациям:

    • Чтобы сделать лучшие фото, приезжайте в период белых ночей или вечером, когда мосты подсвечиваются.
    • Чтобы увидеть разведение мостов, приходите за 20–30 минут до начала. Лучшие точки — Дворцовая набережная и стрелка Васильевского острова.
    • Возьмите экскурсию — так вы увидите все мосты за один день и сэкономите время.

Часто задаваемые вопросы

Сколько всего мостов в Санкт-Петербурге?

Официально — более 400, с пригородами — свыше 800.

Какой мост самый широкий?

Синий мост у Исаакиевской площади (113 метров).

Можно ли увидеть разводку зимой?

Нет, навигация обычно заканчивается в ноябре.

Какой график разводки мостов?

    • Большеохтинский — 2:00–5:00
    • Литейный — 1:40–4:45
    • Троицкий — 1:20–4:50
    • Александра Невского — 2:20–5:10
    • Биржевой — 2:00–2:55 и 3:35–4:55
    • Дворцовый — 1:10–2:50 и 3:10–4:55
    • Тучков — 2:00–2:55 и 3:35–4:55
    • Благовещенский — 1:25–2:45 и 3:10–5:00
    • Володарский — 2:00–3:45 и 4:15–5:30
    • Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты – по заявке

Мосты Санкт-Петербурга ждут вас

Петербургские мосты — это не просто инженерные сооружения, а живые свидетели истории и архитектурные шедевры. Каждый из них хранит свои тайны: например, процесс разведения Дворцового моста сопровождается старинным гудком, который слышен с набережных — эта традиция сохранилась с начала XX века.

Прогуляйтесь вдоль каналов и рек, рассмотрите ажурные решетки и сверкающие позолотой детали — и вы увидите, как в отражении воды оживает дух имперского Петербурга.

Об авторе

Об авторе
Лицензированный гид-переводчик (экскурсовод) в Санкт-Петербурге с опытом работы более 15 лет. За это время работала со взрослыми и детьми, группами и индивидуальными туристами, проводила экскурсии для топ-менеджмента крупнейших мировых компаний, занималась обучением начинающих экскурсоводов и много чем ещё.
Комментарии