


Санкт-Петербург — город рек, каналов и, конечно, мостов. Именно мосты стали неотъемлемой частью уникального городского облика, а первые конструкции начали строить практически сразу после основания Северной столицы в 1703 году. Мы сделали подборку самых красивых и знаковых мостов, которые стоит увидеть каждому туристу, чтобы прочувствовать атмосферу и величие удивительного Санкт-Петербурга.
Самые известные разводные мосты через Неву
Дворцовый мост
Вид на разведенный Дворцовый мост и Петропавловскую крепость
Символ города и главный герой открыток, соединяет Дворцовую площадь с Васильевским островом. Летом притягивает внимание тысяч туристов, приезжающих посмотреть на самый красивый разводной мост в Санкт-Петербурге. Но этот мост не только функционален, но и очень красив — его архитектура сочетает строгость и величественность. Дворцовый мост был открыт в 1916 году — до этого здесь существовал временный плашкоутный переход.
Интересный факт: с 2016 года действует проект «Поющие мосты», по которому во время белых ночей здесь включают классическую музыку.
Троицкий мост
Вид на разведенный Троицкий мост
Один из самых элегантных мостов города, Троицкий, был построен в 1903 году, чтобы обеспечить переправу на Петроградскую сторону, а обелиски с двуглавыми орлами стали его визитной карточкой.
Мост уникален не только своей красотой, но и тем, что разводится только один пролет — это единственная такая конструкция в Санкт-Петербурге. Отсюда открывается отличный вид на Петропавловскую крепость, особенно в вечерние часы.
Во время СССР двуглавые орлы на решетках ограждения были демонтированы и заменены на звезды — восстановили их только в 2003 году, в рамках масштабной реставрации, которая вернула мосту исторический облик.
Большеохтинский мост
Мост с подсветкой и гранитными башнями
Этот мост с башнями напоминает лондонский Тауэр-бридж благодаря своим маякам, которые стали его визитной карточкой. Большеохтинский мост — не только важный транспортный объект, но и памятник инженерного искусства начала XX века. Среди местных жителей даже ходит поверье, что одна из заклепок конструкции — золотая, однако пока ее никто не смог найти.
Биржевой мост
Вид на Биржевой мост со стрелки Васильевского острова
Биржевой мост, соединяющий Васильевский остров с Петроградской стороной, был построен в 1894 году как деревянный плашкоутный мост на понтонах. Свой современный облик он приобрел лишь в 1960-х, когда его полностью перестроили в стальной разводной. Мост получил имя от Биржи — Центрального военно-морского музея, расположенного рядом.
Это один из самых быстрых разводных мостов в городе: крыло поднимается за две минуты. Для сравнения — Дворцовый мост разводится около пяти минут.
Мост стилизован под Дворцовый, чтобы создать симметрию в ансамбле стрелки Васильевского острова. Отсюда открывается идеальная панорама на Ростральные колонны, Петропавловскую крепость и Зимний дворец.
Легендарные пешеходные мосты Санкт-Петербурга
Банковский мост
Грифоны на фоне Казанского собора
Один из трех сохранившихся цепных пешеходных мостов Петербурга был построен в 1826 году. Его главное украшение — четыре мифических грифона с золотыми крыльями. Сейчас цепи играют чисто декоративную роль.
Первоначально мост вел к Ассигнационному банку, где печатали бумажные деньги — отсюда и название.
Львиный мост
Львы, держащие цепи моста
Построенный в 1826 году по проекту инженера Треттера, этот изящный пешеходный мост стал одним из первых цепных мостов в России. Четыре величественных чугунных льва работы скульптора Павла Соколова не только украшают конструкцию, но и выполняют практическую функцию: внутри фигур скрыты крепления цепей.
В 1838 году в берлинском парке Тиргартен установили уменьшенную копию моста, сохранившуюся до наших дней. Еще в XIX веке здесь часто встречались студенты расположенной рядом Театральной школы и балерины Мариинского театра. Считалось, что свидание на Львином мосту приносит удачу в любви.
Во время блокады Ленинграда мост серьезно пострадал от артобстрелов, но был полностью восстановлен в 1948 году.
Мосты с историей
Аничков мост
Лошади на фоне Невского проспекта
Первая деревянная переправа на этом месте появилась еще в 1715 году и называлась «Невской».
Ныне же это один из самых узнаваемых мостов Петербурга, украшенный легендарными скульптурами «Укротители коней» работы Петра Клодта. Четыре динамичные группы изображают разные стадии борьбы человека с диким конем. Во время блокады скульптуры закопали в саду Аничкова дворца, что спасло их от повреждений.
На одном из постаментов можно найти автограф Клодта — миниатюрную фигурку жеребенка. А по городской легенде, Николай I, осмотрев скульптуры, сказал: «Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».
Египетский мост
Египетский мост — единственный в Петербурге мост, выполненный в так называемом египетском стиле. Его первая версия, построенная в 1825–1826 годах, обрушилась в 1905 году при прохождении кавалерийского эскадрона. Четыре чугунных сфинкса работы скульптора Павла Соколова уцелели, сегодня они украшают восстановленный мост.
В 1820-х годах «египтомания» охватила Европу после наполеоновских походов. Петербургский мост украсили иероглифами, а сфинксы получили женские лица — возможно, в честь супруги Александра I, Елизаветы Алексеевны.
Считается, что мост рухнул из-за резонанса, вызванного ритмичным шагом военного отряда. Однако официальное расследование назвало причиной усталость металла и плохое качество литья.
Поцелуев мост
Ажурная решетка с вензелями на фоне воды
Один из самых романтичных мостов Петербурга, сохранивший свой исторический облик с 1816 года. Название связано не с любовными свиданиями, а с фамилией купца Поцелуева, владевшего трактиром «Поцелуй» на набережной. Однако легенды приписывают мосту магические свойства — считается, что, если поцеловаться здесь, чувства будут вечными.
В XIX веке мост был границей между разными районами, и влюбленные прощались здесь перед долгой разлукой. Решетка моста повторяет узор оград набережных, формируя гармоничный городской ансамбль.
Итальянский мост
Мост через канал Грибоедова
Этот ажурный мост длиной 19,5 м был построен в 1912 году по проекту инженера К. В. Ефимьева и архитектора Л. А. Ильина. Название получил благодаря соседству с Итальянским дворцом, где в XIX веке располагалась итальянская труппа императорских театров.
Первоначально мост имел деревянное покрытие, которое заменили на асфальт только в 1934 году. Во время блокады Ленинграда мост не пострадал, хотя многие соседние переправы были разрушены. В 1955 году мост капитально отреставрировали, сохранив при этом все исторические детали.
Несмотря на скромные размеры, Итальянский мост считается одним из самых изящных пешеходных мостов Петербурга, а его ажурные перила — прекрасный пример чугунного литья начала XX века. Ограждения отливали на Кировском заводе, там же, где изготавливали знаменитую решетку Летнего сада.
Необычные факты о петербургских мостах
Мостов в Санкт-Петербурге более 800, и каждый хранит свою уникальную историю. Но среди этого множества есть особенные: рекордсмены, призраки, кинозвезды и даже обманщики.
мосты настолько узкие, что едва вмещают двух прохожих, другие — растягиваются на километры. Есть те, которые исчезли, оставив после себя лишь следы в воде, и те, что стали декорациями к знаменитым фильмам.
1. Самый узкий мост — Банковский
Этот пешеходный мост через канал Грибоедова действительно рекордсмен по миниатюрности — его ширина всего 1,85 метра.
2. Самый длинный мост — Большой Обуховский
Единственный неразводной мост через Неву, построенный в 2004 году. Его длина — 2 824 метра, а высота над водой — 30 метров, чтобы под ним могли проходить крупные суда. Интересно, что в народе его называют «Вантовым» из-за конструкции.
3. Единственный мост без опор — Красный сухопутный мост
На самом деле это не мост, а дамба, построенная в 1808–1814 годах через Обводный канал. Название получил из-за красного кирпича, из которого сложены его стены.
4. Самый «кинематографичный» — Тучков мост
Знаменит не только тем, что снимался в «Невероятных приключениях итальянцев в России», но и другими фактами. Так, в 1965 году его полностью перестроили, расширив с 19 до 36 метров, а в 1948 году под ним протаранил баржу ледокол «Ермак», но мост устоял.
5. Мост-призрак — Пантелеймоновский
Построен в 1824 году, а в 1907 разобран — его чугунные арки демонтировали из-за ветхости, однако каменные опоры до сих пор видны в воде у Летнего сада. На его месте сейчас стоит современный пешеходный мост, стилизованный под старину.
6. Единственный мост с «неправильным» названием — Театральный
Назван в честь Театральной площади, но самого театра там уже нет — здание Консерватории построено на месте Большого театра.
7. Самый «многострадальный» — Египетский мост
В 1905 году рухнул, когда по нему проходил кавалерийский эскадрон. Восстановлен только в 1955 году, но уже в упрощенном виде.
8. «Невидимый» мост со сфинксами — Университетская набережная
У спуска к Неве стоят древнеегипетские сфинксы, но моста здесь нет — только пристань.
9. Самый «неуловимый» — Иоанновский мост
Иоанновский — самый первый мост в Санкт-Петербурге, но его несколько раз перестраивали. В XIX веке его хотели снести, но передумали — сейчас здесь расположен главный вход в Петропавловскую крепость.
Почему в Петербурге так много мостов
Санкт-Петербург буквально вырос на воде, поэтому мосты здесь — это не просто переправы, а часть ДНК мегаполиса. Петербург построен в дельте Невы, где река распадается на десятки рукавов и каналов. Исторически здесь было 147 островов. Сейчас их меньше, около 42, но чтобы связать эти острова между собой, понадобилось множество мостов.
В XVIII веке некоторые островные части соединяли наплавные мосты — деревянные понтоны, которые убирали на зиму. В первые годы существования Петербурга сухопутных дорог почти не было, потому люди передвигались в основном по воде.
Мосты стали жизненной необходимостью, особенно после того, как город стал столицей. Первый постоянный мост — Иоанновский у Петропавловской крепости. Он был деревянным и часто страдал от наводнений.
При Екатерине II город начали активно благоустраивать: рыли каналы для осушения болот и защиты от наводнений. Так появились: Обводный канал, канал Грибоедова, Фонтанка, Мойка и другие. Требовались переправы, поэтому мосты в Питере стали строить один за другим.
С начала XVIII века Неву должны были пересекать торговые и военные корабли. Чтобы не мешать судоходству, мосты стали делать разводными.
В XIX веке мосты стали архитектурными шедеврами, среди них:
- Аничков — с конями Клодта;
- Львиный — с чугунными львами;
- Банковский — с золотыми грифонами.
Эти мосты строили не только для удобства, но и для красоты.
Ирония судьбы: некоторые мосты, например, Египетский, сначала имели весьма экзотический вид. Позднее их перестраивали, превращая в более практичные варианты.
В советское время город рос, а значит, требовались новые переправы. Так появился Большеохтинский мост с ажурными арками, Володарский — первый железобетонный мост, Большой Обуховский — самый длинный. Сейчас на территории города насчитывается более 400 мостов, среди которых автомобильные и пешеходные, вантовые и разводные.
Петербург без мостов — не Петербург. Они здесь все: и транспортные артерии, и памятники, и даже герои легенд. Без них город потерял бы свою душу — ту самую, что отражается в водах Невы.
Советы путешественникам
Если хотите получить максимум эмоций от посещения и созерцания самых красивых мостов Петербурга, следуйте этим рекомендациям:
- Чтобы сделать лучшие фото, приезжайте в период белых ночей или вечером, когда мосты подсвечиваются.
- Чтобы увидеть разведение мостов, приходите за 20–30 минут до начала. Лучшие точки — Дворцовая набережная и стрелка Васильевского острова.
- Возьмите экскурсию — так вы увидите все мосты за один день и сэкономите время.
Часто задаваемые вопросы
Сколько всего мостов в Санкт-Петербурге?
Официально — более 400, с пригородами — свыше 800.
Какой мост самый широкий?
Синий мост у Исаакиевской площади (113 метров).
Можно ли увидеть разводку зимой?
Нет, навигация обычно заканчивается в ноябре.
Какой график разводки мостов?
- Большеохтинский — 2:00–5:00
- Литейный — 1:40–4:45
- Троицкий — 1:20–4:50
- Александра Невского — 2:20–5:10
- Биржевой — 2:00–2:55 и 3:35–4:55
- Дворцовый — 1:10–2:50 и 3:10–4:55
- Тучков — 2:00–2:55 и 3:35–4:55
- Благовещенский — 1:25–2:45 и 3:10–5:00
- Володарский — 2:00–3:45 и 4:15–5:30
- Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты – по заявке
Мосты Санкт-Петербурга ждут вас
Петербургские мосты — это не просто инженерные сооружения, а живые свидетели истории и архитектурные шедевры. Каждый из них хранит свои тайны: например, процесс разведения Дворцового моста сопровождается старинным гудком, который слышен с набережных — эта традиция сохранилась с начала XX века.
Прогуляйтесь вдоль каналов и рек, рассмотрите ажурные решетки и сверкающие позолотой детали — и вы увидите, как в отражении воды оживает дух имперского Петербурга.